В этом году автотранспортные
предприятия и частные автовладельцы сэкономили минимум 1,5 млрд. рублей
за счет перевода транспорта на газ
В этом году автотранспортные предприятия и частные
автовладельцы сэкономили минимум 1,5 млрд. рублей за счет перевода
транспорта на газ. Могли бы и больше, но... Что общего между трупами
животных, мотком алюминиевой проволоки и каменным углем? Не ищите ответа
в справочниках и энциклопедиях - его могут дать только кулибины и
эдисоны, проявляющие чудеса изобретательности в разных концах света в
поисках новых источников энергии. Из веера новостей на эту тему можно
узнать много интересного: немцы, например, придумали, как получить
топливо из трупов животных, в Израиле намерены наладить массовый выпуск
автомобилей, которые вместо бензина заправляются: алюминиевой
проволокой, а в Донецке научились делать жидкое моторное топливо из
угля. Для России, которая по запасам нефти не уступит Арабским Эмиратам,
переход автотранспорта на альтернативные виды топлива вроде не
актуален.
Но это поверхностный взгляд на проблему. Во-первых, наши
запасы не бесконечны и, по данным Минэкономразвития, разведанные
месторождения могут быть исчерпаны уже к 2020 году. Во-вторых, постоянно
увеличивается автопарк и растут цены на бензин (с начала 2005 года он
подорожал на 15,1%). В-третьих, альтернативные виды топлива экологически
более чистые. И главное - дешевые: в этом году сэкономлено как минимум
1,5 млрд. рублей за счет перевода транспорта на газ (это данные комиссии
правительства РФ по использованию газа в качестве моторного топлива).
Сложите эти факторы - и получите необходимый вектор направления, по
которому следует начинать двигаться уже сегодня, чтобы завтра не
пересаживаться на конки.
Конечно, получение топлива из тушек мертвых животных не более
чем экзотическая версия решения энергетической проблемы. В той же
объединенной Европе делают ставку на природный газ. Так, несколько лет
назад Европейская экономическая комиссия приняла резолюцию, согласно
которой к 2020 году на газовое топливо должно быть переведено 23,5 млн.
автомобилей. Практически все ведущие мировые автомобильные фирмы освоили
заводской выпуск машин, работающих на природном газе. Всего по дорогам
мира ездит около 4 млн. газобаллонных автомобилей.
По данным "Газпрома", в России работают 213
автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). На них могут
заправляться до 250 тысяч машин. Но в реальности количество автомобилей
на природном газе гораздо меньше - около 45 тысяч. При этом потенциал
роста потребления газа в качестве топлива в России значительно больший,
чем за рубежом. Например, по данным того же "Газпрома", за последние
пять лет в России заправлять автомобили газом стали втрое больше.
Спрос на газ в настоящее время предъявляют общественный
транспорт, маршрутные такси и машины коммунальных служб. Гак, шведская
компания "Скания" готова производить в Петербурге автобусы, работающие
на газе. Пока только один такой автобус в качестве эксперимента будет
эксплуатироваться на одном из городских маршрутов. А вот на улицы Москвы
уже до конца этого года выйдут первые 70 "газовых" автобусов. В
регионах также идет работа в этом направлении: в Пензе, Томске, Туле,
Казани:
Вроде бы все замечательно и нет никаких проблем. Однако это не
так. АГНКС есть только в 59 регионах страны. Но даже там, где они
существуют, иногда выстраиваются очереди. Кроме того, большинство
станций в стране были введены в эксплуатацию еще в 80-х годах и
нуждаются в модернизации. К тому же в стране крайне мало сервисных служб
для донных автомобилей.
Если на Западе купить машину, работающую на газе, можно
практически в любом салоне, то в России это проблема. Российские
автодилеры практически не занимаются продажей таких иномарок. Не
ввозятся в страну и готовые газовые двигатели. А качество и безопасность
работ по переоборудованию автомобилей для потребления газа,
осуществляемых во многих частных мастерских, оставляют желать лучшего.
Многие зарубежные страны, понимая преимущество использования
газомоторного топлива, всячески это стимулируют. Например, в
Великобритании акцизный налог на газ в три раза меньше аналогичного
налога на бензин и дизельное топливо. А во Франции автобусы,
использующие газ, вовсе освобождены от уплаты налога. В Индии владельцам
авто, работающих на газе, предоставляют дешевые кредиты на их покупку.
Нашей стране до этого далеко - попытки узаконить газовый автотранспорт
пока не увенчались успехом.
Еще в 1998 году в Госдуму был внесен проект закона "Об
использовании природного газа в качестве моторного топлива", но так и не
был принят. В январе этого года депутатами Валерием Язевым и Евгением
Заяшниковым был внесен в Думу другой законопроект. По словам Заяшникова,
в нем учтены не только замечания, высказанные при отклонении прежней
редакции закона, но и современные экономические реалии: документ был
разработан применительно к специфике российского рынка моторного топлива
с учетом опыта зарубежных стран. Но и этот закон пока не принят. Между
тем отсутствие законодательной базы тормозит перевод транспорта на газ.
В то же время надо помнить, что использование газа в качестве
моторного топлива является переходным этапом к водородной энергетике.
Например, компания "Даймлер Крайслер" намерена уже к 2015 году
производить 100 тысяч водородных автомобилей ежегодно. А инфраструктура
водородных АЗС схожа с газовой. Поэтому, переведя часть автопарка на
газомоторное топливо, мы заложили бы основу для использования другого
альтернативного топлива, за которым, как полагают эксперты, будущее.
|