В качестве возможного авиатранспорта дачников и живущих за городом называют автожиры или гирокоптеры — небольшие гибриды самолета и вертолета. Как скоро можно будет отправиться на дачу по воздуху, специально для радио «Вести ФМ» выяснял Григорий Шабанов.
Небольшой разбег по взлетно-посадочной полосе, и гирокоптер уходит в небо. Пузатая кабина на пару человек, двух лопастной несущий винт и механизированный хвост, точь-в-точь как у обычного самолета. В полете этот аппарат немного напоминает пепелаца Георгия Данелия.
На первый взгляд неуклюжий, автожир — машина надежная и маневренная. Минимальная скорость — 30 километров в час, есть возможность лететь назад, а если мотор отказал, аппарат сядет за счёт авторотации — свободного вращения винта. Уровень безопасности не уступает большой авиации, считает эксперт Центра сертификации малой авиации Юрий Раскачаев, правда с одной оговоркой.
«Летать на них точно так же, как на любом летательном аппарате. Если пренебрегать законами аэродинамики и руководством по летной безопасности, то до беды не далеко. Если этих норм придерживаться, то летать так же безопасно, как на самолете», — рассказывает Раскачаев.
Человеческий фактор для авиации вообще во многом ключевой, и пускать в небо всех подряд было бы неправильно, поэтому малую, частную авиацию называть общедоступной – нельзя.
«Есть категория людей, которая в принципе летать не может, поэтому широкий круг мы отнесем в сторону. Плюс, когда человек начнет учиться, он должен пройти достаточно серьезную медицину (не такую, как у водителей). Еще процент минус», — продолжает Раскачаев.
Тем не менее будущая массовость частной авиации и огромные перспективы ее развития сомнению не подлежат. Междугородние, обзорные полеты, перемещение в частные дома — в некоторых странах это уже данность.
В Америке, например, существуют целые сети аэродромов для частной авиации, а количество летательных аппаратов перевалило за тысячи. Правда, за океаном это в основном самолеты и вертолеты, у нас их вполне способны заменить гирокоптеры, по крайней мере, российским авиалюбителям они очень подходят по цене.
«Сейчас вполне возможно создавать двуместные и трехместные машины со стоимостью 15-20 тысяч долларов. Это сопоставимо с ценой автомобиля, но сегодня ни одна из таких машин не сертифицирована и не пригодна для массового потребителя», — рассказывает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Отсутствие серийной сертификации малых летательных аппаратов — увы, не единственная сложность для развития частной авиации. Над крупными городами летать в России нельзя вообще, это понятно и не обсуждается. Кроме того опыт организации воздушного сообщения с большим количеством частных летательных аппаратов сводится к проведению всевозможных слетов авиаторов-любителей. Не густо, однако уже этой осенью все может измениться.
«Сейчас принято решение, что в ноябре будет введен так называемый уведомительный порядок выполнения полетов, который позволяет пилотам незадолго до вылета проинформировать систему организации воздушного движения о том, по какому маршруту и на каком воздушном судне он будет выполнять полет. И в определенных зонах воздушного пространства, это ниже коридоров, по которым работает магистральная авиация. Можно выполнять выполнить полеты без каких-либо ограничений», — объясняет Пантелеев.
Потом появятся органы серийной сертификации малых воздушных средств, начнут строиться небольшие аэродромы рядом с крупными подмосковными сателлитами, появятся спутниковые системы связи для частной авиации. Каждый пилот-любитель сможет поднять в подмосковное небо свой гирокоптер и, минуя пробки, приземлить его в собственном огороде, благо для посадки нужно всего 5-10 метров. Важно лишь сделать первый шаг, автомобили ведь тоже когда-то считались роскошью, а не средством передвижения.