«Мона Лиза» была одной из семи работ Да Винчи, исследованных ученым Филиппом Уолтером и его коллегами. Исследование показало, каким образом ультра-тонкие слои глазури и краски были использованы для достижения плавного перехода от светлого к темному.
Рентгеновский луч позволяет исследовать слои, не повреждая полотно.
Технология, которой пользовались да Винчи и другие художники эпохи Ренессанса, известна как «сфумато». С ее помощью удавалось создавать плавные переходы тонов или цвета на полотоне.
— Одно из наиболее шокирующих открытий нашего исследования — то, что вы не увидите на полотне ни одного мазка или отпечатка пальцев, — рассказала участница группы Уолтера.
— Все настолько совершенно! Именно поэтому полотна да Винчи было невозможно анализировать — они не давали легких ключей к разгадке, — продолжила она.
Предыдущие исследования уже установили основные аспекты технологии «сфумато», однако группа Уолтера открыла новые подробности того, как великому мастеру удалось достичь подобного эффекта.
Группа использовала рентгеновский луч, чтобы определить толщину каждого слоя, нанесенного на полотно. В результате удалось выяснить, что Леонардо да Винчи был способен наносить слои толщиной всего в пару микрометров (тысячная миллиметра), общая толщина слоя не превышала 30-40 микрометров.
Исследование проводилось в залах Лувра в Париже.