МОСКВА, 1 июл — РИА Новости, Александр Ковалев. Дважды Герой
Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели Юрия
Гагарина, 27 марта 1968 года проходивший вместе с ним на аэродроме
предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые
представил наиболее правдоподобную и пока официально не озвученную
версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизни первого
космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки
космонавтов Владимира Серегина.
Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге
«Дорогами испытаний», вышедшей в свет ограниченным тиражом. Один
экземпляр издания летчик-космонавт с автографом передал корреспонденту
РИА Новости в Мемориальном музее космонавтики. «Представляемую
версию первым сформулировал в первые дни после гибели экипажа Герой
Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, член государственной
комиссии по расследованию авиакатастрофы Сергей Анохин. Одному из первых
он рассказал ее мне не только потому, что мы были в очень близких
дружественных отношениях и понимали многое, относящееся к авиации
с полуслова, но, вероятно, еще и потому, что в тот трагический день мне
пришлось вместе с Юрием Гагариным утром одеваться для полетов в одной
комнате, проходить у одного врача необходимое предполетное обследование
и получать сведения о метеообстановке у одного метеоролога», —
вспоминает Аксенов. По его словам, после этого экипажи разошлись
на разные самолеты: Юрий Гагарин — выполнять вместе с Владимиром
Серегиным контрольный полет на МиГ-15, а Аксенов — на другой самолет,
на котором в этот день проходили тренировки на невесомость. Летчик-космонавт
уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными,
но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий. «Облачность
в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был
на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров
облачность была плотная, с небольшими разрежениями. Над верхним краем
никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали
даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика», —
отмечает Аксенов. По его словам, последнее сообщение с борта
самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным
закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем
облачности, то есть на высоте более 4 километров. Аксенов
полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после
выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном
полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им
необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться
и проходить облачный слой. «Снижение из зоны пилотажа можно
выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько
кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону
аэродрома. Второй способ — интенсивное снижение переворотом — применяют
многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание
и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать
еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого
снижения были», — констатирует Аксенов. По его мнению, выполнив
переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом
из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности.
Аксенов уточняет, что предпосылками для попадания в плотные облака после
переворота могли стать и другие обстоятельства: увеличение высоты
и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа
в нее самолета, или недостаточная начальная высота ввода МиГ-15
в переворот. «Таким образом, причиной катастрофы могли стать
усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной
облачности на высоте около 4-х километров, а нижнего края — на высоте
всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего,
Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также
ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность
на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие,
невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной
авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода
самолета из пикирования», — заключает Аксенов. По его словам,
самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную
облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов
пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало
затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных
попытках уйти вверх — срыв в скоростной штопор. Согласно
официальным данным расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после
выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700
километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров,
оставшихся до земли, примерно за три секунды. «Отсутствие попыток
катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток
выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало
для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход
из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана
с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы
об этом по радиосвязи», — уверен Аксенов. Он отмечает также, что
вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень
непростой задачей. «В нижней точке выполнения фигур и переворотов
скорости самолета почти максимальные — около 700 километров в час. На
МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних нескольких сот метров
и даже километр вполне реально», — заключает Дважды Герой Советского
Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов. Вместе с тем,
правительственная государственная комиссия, скрупулезно изучавшая все
обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла
однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.
Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся
в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил
резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину
в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов
или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ
останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил. Обстановка
секретности породила и массу невероятных слухов. Один из них,
получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин
с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По официальным
источникам, эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь
в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически отвергает ее
и Владимир Аксенов. «Зная сложность и ответственность того
летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри,
как впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды
и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет
пьяными», — отмечает Аксенов. Существует неофициальная версия и о
том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны,
и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого
принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор
ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа —
фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован
спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну
из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер. Ряд
«исследователей» утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу,
сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим
именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате
несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так
называемом малом «Советском лунном заговоре» содержит обоснования и ряд
аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного
полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового
секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению
Луны.
Подробнее: http://news.mail.ru/society/4048077/
|