В полыхающем несколько суток Оше, где сожжены и разграблены все магазины, аксакал не стал взвинчивать цену на картошку, которую вырастил и привез в обезлюдевший город. Вырученных денег должно хватить хотя бы на хлеб и воду.
«Просят по несколько килограммов продавать, а я только по одному одни руки», — говорит пожилой киргиз.
В один из самых пострадавших кварталов Оша пока не заходят даже военные. Что и говорить о гуманитарной помощи, которую уже доставляют в город. Ее в этом районе не видели.
«Продукты не завозят в этот район, потому что здесь опасно, боятся», — рассказывает женщина.
Разбитые витрины, сожженные здания и пустые улицы. Мародеры не пожалели даже крупнейший на юге Киргизии медицинский центр с пристроенной к нему мечетью. Последние дни Ош оживляется, — если оживлением можно назвать бесчинства мародеров, — только с наступлением сумерек. Прошедшей ночью снова была слышна стрельба. Несколько крупных пожаров удалось потушить только к утру. Пригороды Оша ни милиция, ни военные по-прежнему не контролируют.
Штаб сводного отряда МВД и военных базируется прямо на центральной площади Оша. Именно отсюда спецназ устремляется в те районы, где раздаются выстрелы. Сотовая связь работает с перебоями. Поэтому едут просто на звук стрельбы.
Глава ГУВД Ошской области и комендант региона Омурбек Суваналиев рассказывает о последних потерях. Два милиционера сегодня ночью погибли, раненых более десяти. Когда ситуацию удастся взять под контроль полностью, прогнозировать не решаются. Но говорит, пусть и ценой такого количества жертв самого страшного избежать удалось. Уже есть арестованные экстремисты.
«Мы задерживаем подозреваемых, но доказательная база слабая», — констатирует Омурбек Суваналиев.
Транспортные самолеты, которые приземляются в Оше с гуманитарной помощью, на обратном пути превращаются в пассажирские. Сначала заносят раненых, машина «скорой помощи» привозит их по одному. Все пострадали от снайперских выстрелов. Затем на борт поднимаются беженцы. Женщины и дети, среди которых совсем младенцы, размещаются на полу. Реанимационные процедуры с самыми тяжелыми ранеными врачи проводят прямо в полете. Один борт забрал с собой более 200 человек, но тех, кто хочет уехать отсюда — гораздо больше.
Из-за встречного ветра полет длится на десять минут дольше обычного. Пока беженцы занимают места в специально подготовленных автобусах, экипаж решает, как ускорить погрузку продуктов, воды и медикаментов. После дозаправки борт снова возьмет курс через горный хребет на неспокойный юг страны.